Налог на дефицит: о чем говорит бюджет России на 2026-2028 годы. Комментарий Семена Новопрудского

«Хитом» бюджета стало повышение налога на добавленную стоимость (НДС) с 20% до 22%: это основной бюджетный налог, дающий до 40% всех доходов казны. Еще Минфин предложил снижение порога доходов для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, и налог на игорный бизнес и налог на прибыль букмекерских контор

Налог на дефицит: о чем говорит бюджет России на 2026-2028 годы. Комментарий Семена Новопрудского

Российское правительство 29 сентября внесло в Госдуму законопроект о федеральном бюджете на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов. Главным содержанием бюджетной политики на ближайшие годы исходя из проекта документа становится удержание дефицита бюджета в рамках примерно 1,5% ВВП без разгона инфляции в условиях, когда расходы будут расти, а главным источником роста доходов становится увеличение налогов на бизнес.

«Хитом» бюджета, безусловно, стало повышение налога на добавленную стоимость (НДС) с 20% до 22%. Это основной бюджетный налог, дающий до 40% всех доходов казны. Кроме того, Минфин предложил, а правительство одобрило еще две достаточно радикальные фискальные меры: снижение порога доходов для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, при превышении которого возникает обязанность по уплате НДС, в шесть раз — с 60 млн рублей до 10 млн рублей, а также налог на игорный бизнес в размере 5% от принятых ставок для букмекерских контор и налог на прибыль букмекерских контор в размере 25%.

Правительство де-факто признало наличие в России бюджетного кризиса. В России с 1 января 2026 года начнется очередной виток налоговой реформы, хотя в июне на Петербургском международном экономическом форуме министр финансов Антон Силуанов публично обещал не повышать налоги. Сейчас, комментируя проект бюджета, глава Минфина так оценил последствия повышения НДС для экономики: «Повышение НДС позволяет отказаться от негативных последствий инфляционного финансирования дефицита бюджета, что означает более низкую траекторию процентных ставок и более высокую траекторию роста экономики (по сравнению со сценарием несбалансированного бюджета)». Проще говоря, рост налогов на бизнес признан меньшим злом, чем денежная эмиссия.

Читайте также:  Binance зафиксировала притоки $4,5 млрд за месяц

При этом назвать проект бюджета на ближайшую трехлетку дезинфляционным, как это сделала глава ЦБ Эльвира Набиуллина, можно. А вот сбалансированным — при всем желании сложно. В варианте, внесенном в Госдуму и одобренном правительством, расходы федерального бюджета составят 44,1 трлн рублей (18,7% ВВП) в 2026 году, 46,1 трлн рублей (18% ВВП) в 2027 году, 49,4 трлн рублей (17,9% ВВП) в 2028-м. Доходы федерального бюджета составят 40,3 трлн рублей в 2026-м, 42,9 трлн рублей в 2027-м и 45,9 трлн рублей в 2028 году. Все эти годы бюджет будет оставаться дефицитным. Таким образом цикл постоянно дефицитного бюджета продлится в России семь лет подряд, чего не было с начала 1990-х.

Дефицит бюджета на 2026-2028 году прогнозируется в размере соответственно 1,6%, 1,2% и 1,3% ВВП. Для сравнения, в первоначальном варианте бюджета — 2025 дефицит бюджета прогнозировался в размере 0,5% ВВП. В апреле этот показатель пришлось экстренно увеличить более чем втрое, до 1,7% ВВП, или до 3,79 трлн рублей. А теперь Минфин ожидает по итогам года дефицит в размере 5,737 трлн рублей, или 2,6% ВВП. Финансировать кассовые разрывы только за счет резкого наращивания выпуска ОФЗ при текущих высоких ставках для государства очень дорого. Эмиссия, с точки зрения монетарных властей, разгонит инфляцию сильнее, чем повышение налогов. А высокая инфляция не даст возможности Банку России более радикально снижать ключевую ставку, чтобы стимулировать рост экономики.

В итоге правительство выбирало между плохим и худшим: повышением налогов и эмиссией. Ставка сделана на более низкую инфляцию, ее возврата к таргету в 4% правительство ожидает уже в 2026 году. Даже несмотря на то, что само правительство оценило вклад повышения НДС в рост инфляции в 1-1,5 процентных пункта.

Читайте также:  Почему американские силовики закрыли российскую биржу Garantex?

На устойчивое замедление инфляции к таргету Банка России — главная надежда, потому что темпы роста экономики, которые могли бы дать прибавку доходов бюджета и прибыли бизнеса, закладываются незначительные, особенно на 2026 год — 1,3%. В 2027-м экономика, по планам кабинета министров, должна вырасти на 2,8%, а в 2028-м— на 2,5%. Это все равно сильно меньше, чем было в 2024 году, когда ВВП вырос на 4,3%, но существенно лучше роста в 1%, который теперь ожидает правительство по итогам 2025 года.

При этом сам Минфин оценивает дополнительные доходы от повышения НДС в 4,42 трлн рублей в ближайшие три года и из них 1,13 трлн в 2026-м. То есть, дополнительные доходы от НДС за три ближайших года с большой вероятностью окажутся ниже, чем дефицит бюджета за один 2025-й. При этом Минфин сообщил, что дополнительные доходы от повышения НДС пойдут на безопасность и оборону. То есть, не на финансирование устойчивого экономического роста.

2026 год может стать одним из самых сложных для российской экономики как минимум с ковидного 2020-го. По сути, на фоне повышения налогов второй год подряд (в начале 2025-го, как мы помним, выросли налог на прибыль и подоходный налог), экономика может столкнуться с падением или минимальной прибавкой обоих главных компонентов экономического роста — инвестиций и потребительского спроса.

Российскому бизнесу после двух лет подряд увеличивающейся фискальной нагрузки будет очень непросто зарабатывать прибыль и тем более инвестировать. А резкий рост дефицит бюджета уменьшает возможности для государственных инвестиций.

Разумеется, по нынешним временам три года бюджетного планирования, как говорят в математике, — «плюс бесконечность». Многое будет зависеть от геополитических новостей, которые способны радикально поменять экономический ландшафт.

Читайте также:  Crypto.com выходит за рамки криптовалюты благодаря лицензии ЕС и новым продуктам

Но есть в бюджете 2026-2028 и хорошая новость: российские монетарные власти собираются справляться с бюджетными кризисом наиболее разумными методами с точки зрения рыночной экономики. Стабильно низкая инфляция и относительно предсказуемый курс рубля — главные условия для возобновления устойчивого роста экономики, инвестиционной активности и способности бизнеса генерировать прибыль.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *